Сейчас еду в Нижний, то есть в Лукоянов, в село Болдино...
Осень подходит. Это любимое мое время - здоровье мое обыкновенно
крепнет - пора моих литературных трудов настает...
А.С. Пушкин - П.А. Плетневу.
31 августа 1830 г.
В 1830 году Пушкин приехал в Болдино в самом начале осени и прожил здесь три месяца – с сентября по ноябрь. Это была самая удивительная осень в его жизни. Поэт привык много работать в осеннюю пору – с ее приходом всегда появлялось счастливое ощущение крепнущих сил и творческой легкости. Но то, что произошло в Болдине той осенью, было неожиданно для него самого. Так ему не писалось никогда и нигде. Осеннее затворничество, чувство отъединенности от внешнего мира, ощущение полной свободы, даже здешняя природа – спокойные ландшафты с плавными перекатами холмов под огромным куполом неба – все способствовало особому творческому настрою души. Спустя лишь несколько дней по приезде появились первые стихотворения – «Бесы», «Элегия (Безумных лет угасшее веселье…)». А затем ежедневно или через день-два из-под пера Пушкина выходило новое произведение, и так продолжалось почти все время его пребывания здесь. Мощного творческого порыва не остановили даже те роковые обстоятельства, которые и задержали поэта в Болдине до самой зимы. Дела по Кистеневу он завершил еще в сентябре и мог бы вернуться в Москву, где ждала его невеста, юная красавица Наталья Гончарова. Но как раз в это время эпидемия холеры, которая еще с лета подкрадывалась с низовьев Волги, захватила центр России, оказалась совсем рядом, вспыхнула в Москве – и дороги были перекрыты карантинами. Для Пушкина потянулись бесконечные дни холерного плена. До самого Болдина холера не дошла, но наперед он не мог знать этого – смертельная опасность была реальной. Еще более тревожили мысли о невесте, оставшейся в зараженной Москве; не доходило никаких известий о родственниках и друзьях – и порой его охватывало отчаянье. Но вопреки всему в эту тревожную, богатую бедами осень он пережил неповторимый творческий взлет.
Доношу тебе, моему владельцу, что нынешняя осень была детородна...
А.С. Пушкин - А.А. Дельвигу.
4 ноября 1830 г.
За три месяца было создано около пятидесяти произведений – и это при невероятном жанровом и тематическом разнообразии: «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», две последние главы «Евгения Онегина», поэма «Домик в Коломне», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «История села Горюхина», десятки стихотворений, среди которых такие шедевры пушкинской лирики, как «Прощанье», «Для берегов отчизны дальной…», «Заклинание», «Я здесь, Инезилья…», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы». А, кроме этого, еще и публицистика, ряд полемических и литературно-критических статей…
Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал.
А.С. Пушкин - П.А. Плетневу.
9 декабря 1830 г.
Подобного в жизни Пушкина не было ни ранее, ни потом. Да и в истории не только русской, но и всей мировой литературы этот период его творческой биографии остается явлением феноменальным. Он давно получил поэтично звучащее название – Болдинская осень, которое для нас обрело символический смысл. Мы произносим эти слова, когда желаем найти определение явлениям высочайшего выражения чьих-то творческих возможностей в литературе, искусстве или любой другой сфере человеческой деятельности.
Ах, мой милый! что за прелесть здешняя деревня! вообрази: степь да степь;
соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно, пиши дома сколько вздумается,
никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы и стихов.
А.С. Пушкин - П.А. Плетневу.
9 сентября 1830 г.
Жизни и творчеству А.С.Пушкина периода Болдинской осени 1830 года посвящена основная часть экспозиции, размещенной ныне в доме-музее. Бывший барский дом пушкинской усадьбы – деревянный особняк с мезонином – за свою двухсотлетнюю историю претерпел неоднократные перестройки, но сохранил основные помещения первого этажа, те самые, в которых жил поэт, приезжая в Болдино. Он занимал две-три комнаты в парадной анфиладе дома. Их обстановка воссоздана в нынешней экспозиции – это прихожая, зальце и кабинет.
Зальце, самое просторное помещение в доме, с большими окнами и застекленной дверью, ведущей на веранду, предназначалось для приема гостей. Но Пушкин жил уединенно, и для него это была обычная жилая комната, где он мог обедать или отдыхать. Убранство зальца не отличается богатством. Здесь все довольно просто. У стены, между двумя угловыми печами, стоит диван красного дерева, перед ним – круглый стол, вокруг – кресла. Это подлинная мебель пушкинского времени из этого дома. Когда-то она была продана семье арзамасского купца Вилянова, вышедшего из болдинских крестьян. А спустя годы, пройдя через руки ряда владельцев, снова оказалась в усадьбе, в экспозиции музея. На стенах зальца – фамильные портреты: отец поэта Сергей Львович, дядя Василий Львович, двоюродный брат деда Алексей Федорович Пушкин и его жена Сарра Юрьевна. Время не сохранило портретов самого деда поэта, Льва Александровича, и прадеда, Александра Петровича. Скорее всего, прежде такие портреты существовали и хранились в московском доме Василия Львовича, но погибли в пожаре 1812 года. А вот документы по родословной Пушкиных дядя поэта сохранил и перед смертью передал Александру Сергеевичу, который привез их с собою в Болдино осенью 1830 года. Сложилось так, что здесь, на земле предков, поэт заново открывал для себя историю своего рода, изучая эти документы. Копии некоторых из них сегодня можно увидеть в зальце дома-музея, на старинном секретере. О событиях той осени и переживаниях поэта в холерном заточении напоминают номера газеты «Московские ведомости», которую получал поэт в Болдине, и его письма Наталье Гончаровой и Петру Плетневу. Письма невесте полны нежности и тревоги, в письмах к другу – сетования на холеру, но кроме этого – радость, которой он делится с ним, рассказывая о том, как счастливо ему здесь пишется.
Будь проклят тот час, когда я решился расстаться с вами, чтобы ехать
в эту чудную страну грязи, чумы и пожаров, - потому что другого мы здесь не видим.
А.С. Пушкин - Н.Н. Гончаровой.
30 сентября 1830 г.
Кабинет Пушкин устроил в угловой комнате рядом с зальцем. Воссозданный интерьер мало напоминает обычные кабинеты писателей прошлого. Нет даже письменного стола. Его заменяет ломберный стол у окна. Второй стол, тоже ломберный, стоит в углу под книжной полкой. Напольные часы, кресла с кожаными сиденьями, два дивана дополняют обстановку комнаты. Аналогичная мебель числится в сохранившейся описи дома за 1849 год и, вероятно, она оставалась прежней с 30-х годов – ведь владельцы усадьбы здесь не жили. Сохранился и уникальный графический документ, позволивший с большей точностью восстановить этот интерьер – рисунок самого Пушкина, сделанный им в ноябре 1830 года. На нем поэт – единственный раз в жизни – запечатлел уголок комнаты, в которой работал. Вероятно, ему хотелось лучше запомнить обстановку своего импровизированного болдинского кабинета – слишком необычной была эта осень в его творчестве.